Меню

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА. Коррекция нарушений речи

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА. Коррекция нарушений речи Сегодня в нашей еженедельной рубрике наш врач-невролог-эпилептолог, к.м.н. - КОЛЕСНИЧЕНКО Юлия Александровна - расскажет о такой волнующей для многих родителей теме, как нарушения речи и их коррекция.

«Умение правильно, красиво, грамотно говорить – это ценный дар для любого человека. Развитие речи - средство общения людей, выражение чувств, мыслей, мироощущения. Формирование и развитие личности, которое происходит на протяжение всей жизни человека, тесно связано с успешным развитием речи и культурой.

Известно, что формирование нормативного развития речи у человека происходит постепенно до четырех лет. Если после четырех лет наблюдаются какие-либо дефекты речевого развития, необходимо обратиться к специалисту. Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детей нужно считать патологиями.

Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам:
• С рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речи должен эмоционально реагировать на голоса взрослых, агукать, улыбаться, плакать.
• До года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ав-ав» и т.д.
• От 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия.
• До двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе.
• В 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
• К шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена.

Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых.

Причины нарушения речи у детей:

• Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

• Внутриутробные патологии, наследственность;

• Родовые травмы, недоношенность;

• Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка;

• Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств;

• Стрессы матери;

• Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы;

• Нарушения слуха.

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Виды нарушений речи у детей:

• Дисфония (афония) – изменение голосового аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.

• Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.

• Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.

• Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.

• Ринолалия – гнусавость

• Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.

• Алалия - возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным.

• Афазия - означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.

К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.

Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая и неврологическая работа с возможным применением методов диагностики (ТУС, ЭЭГ), различных физиотерапевтических методик и лекарственных средств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.

Если с небольшими нарушениями речи может справиться и детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.

В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.

Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если вовремя не приступить к их коррекции и лечению».


Возврат к списку

Запись на прием

Запись на прием